Портрет лирического героя в подростковой поэзии фэнтези.
Сначала я хотела написать просто "в подростковой поэзии". Но недавно мне в руки
попалось собрание школьного фольклора и я поняла, что некоторые отличия все-таки
есть.
Итак, наш герой. Прежде всего, он – необычен. Образы "обыкновенного человека",
"маленького человека" подростковой поэзии неизвестны. Лирический герой –
проекция автора в создаваемый в стихотворении мир. Комплекс же неполноценности
хоть и всречается среди всех возрастов, присущ практически всем подросткам. Само
по себе это явление в данном возрасте вполне естественное и не страшное, просто
очень ярко отображается в стихах. Редкий подросток способен отнестись к себе с
юмором и редкий подросток удовлетворен собой. Оттого лирический герой – необычен
и обладает суперталантами, с любовью описанными в стихах. Самые популярные
таланты – владение оружием или словом. То есть лирический герой способен
контролировать окружение физически (мечом) или психологически (песней). Часто и
тем, и другим (певец с мечом). Автор, создающий подобный образ, знает про себя,
что он неспособен воздействовать на своих школьных недругов ни тем, ни другим.
Его лирический герой выполняет ту же функцию, что и воплотившаяся мечта героя
"Бесконечной истории" – прилететь на драконе и загнать обижающих его парней в
мусорный бак.
Выше я рассматривала лирического героя – мужчину. Его признаки совпадают вне
зависимости от пола автора. С лирическим героем – женщой дело обстоит несколько
иначе. Редкий юноша напишет стихотворение от имени девушки. Лирическая героиня
не заостряет внимания на себе и редко выступает как самостоятельная личность.
Следуя древней социальной традиции героиня не существует без любимого, чьей
личностью она определяется. Предмет ее любви при этом довольно необычен.
Во-первых, он недостижим. Или он принадлежит другой, как Арагорн, или мертв, как
Боромир, или искалечен, как Мелькор. Последний вариант наиболее популярен..
Образы ЧКА-шного Мелькора и разделивших его судьбу последователей не зря столь
популярны в подобных стихах. Во-вторых он гораздо старше героини. Сейчас меня
побьют за пошлые мысли, но тем не менее я скажу. Образ любимого в подобной
поэзии - образ отца-из-мечты. Отец – учитель, к тому же отец воспринимается
пожилым, старым, _безопасным_ мужчиной. Его искалеченность или смерть усиливают
эту безопасность. Подобный возлюбленный гарантированно не предложит физических
утех – он просто не может. Главное-то отрезано. (Крылья, а вы что подумали? Вот
именно!) Часто возлюбленный не знает о существовании героини – еще одна гарантия
того, что брачное ложе возможно в их будущем только если это ложе смерти. Мотив,
кстати, довольно древний. За тем исключением, что у взрослых авторов мужчина
обычно активно желает женщину и стремится обладать ей, да вот не суждено.
Девушки же - подростки влюбляют свою героиню исключительно в "безопасных"
мужчин, заведомо неспособных к сексу. Что вполне объяснимо, ибо страх перед
первым половым актом в девушек заложен _природой_. Этакий контроль-механизм,
предотвращающий ранние роды. А у девушек, развитых интеллектуально, он еще и
усилен. (Ох, сейчас мне выдадут!)
Девушки-авторы подобных стихов находятся в стадии развития "Эовин, влюбленная в
Арагорна". К Эовин, влюбленной в Фарамира, они относятся с подозрением, не веря
в искренность ее любви, не понимая ее.
"Никто на свете не способен понять моих переживаний!" – вот девиз подросткового
возраста. Не секрет, что именно в эти годы происходят серьезные конфликты с
родителями. Осмелюсь заметить, что и это заложено в нас природой. Детям положено
отделяться от родителей и заводить собственную семью. (Если же экономические
причины удерживают поколения под одной крышей, то власть переходит к взрослым
детям, когда родители вступают в пору физической немощи). В сознании подростка
родители могут отождествиться с обществом и свои конфликты он проецирует в
стихи. Образ менестреля, поющего народу правду и сжигаемого за это на костре –
отсюда. Образ шута при короле – похожего происхождения, но тут, скорее,
проецируется вынужденное ношение маски в школе.
Вот такие мысли. Прошу заметить, что я не стригу _всех_ под одну гребенку, но
лишь описываю тенденцию. Зачем? А фиг знает, все лучше, чем просто флеймить :).
В заключение скажу, что рассмотренные образы естественны в стихах 12ти-20ти
летних авторов, но если их пишет некто более старшего возраста, имеет смысл,
имхо, говорить об инфантилизме.
"Кончаю. Страшно перечесть..."
Забыла добавить. У лирического героя нет родителей. Подразумевается, что они мертвы, однако в ролевых легендах популярен образ сироты, не помнящего своих родителей.